пятница, 23 августа 2019 г.

Новая книга Дмитрия Брыкова - "Гибель "Лузитании": взгляд спустя столетие".



Евгений Несмеянов;
Автор книги "Titanic. Secrets of the Lost Liner" / "Титаник". Тайны погибшего лайнера" 
Позволю себе ещё раз обратить внимание почтеннейшей читающей публики на только что вышедшую в издательстве "Гангут" замечательную работу петербургского историка Дмитрия Брыкова - "Гибель "Лузитании": взгляд спустя столетие". Давно в отечественной историографии морских катастроф не выходило работ подобного уровня качества и серьёзности, - а по "Лузитании" так вообще впервые!
Подход автора отличается высочайшим профессионализмом и грамотностью, научной дотошностью, взвешенностью и вдумчивостью суждений, прекрасным знанием исторического фона, на котором развертываются описываемые события. "Титанисты" найдут в тексте много упоминаний своего любимого лайнера, погибшего тремя годами ранее, ещё в мирное время. Недаром две эти трагедии сравнивались во многих тогдашних периодических изданиях - напр., в "Биржевых ведомостях": "Если с внешней стороны сравнение это уместно, какая полярность во внутренней сути! "Титаник" натолкнулся на бессмысленную ледяную глыбу, "Лузитания" - на осмысленный шедевр культуры; гибель "Титаника" проявила высшие качества человечества, гибель "Лузитании" - низшие. Путь от "Титаника" к "Лузитании" - путь от неба к аду" (с. 175).

Повествование очень плотное и информационно насыщенное, с большим количеством интереснейших деталей и подстрочных примечаний, при этом книга написана с чувством, увлекательно и читается буквально на одном дыхании, сродни лучшим образцам "титаникологической" и историко-маринистической литературы. Задействован широкий круг разнообразных источников (личного характера, архивно-документального и мн. др.), среди которых имеются как ключевые классические труды, так и крупнейшие англоязычные публикации последних лет (с их авторами велось личное общение в ходе работы над книгой).
Некоторые материалы и свидетельства впервые вводятся в научный оборот, что является поистине выдающимся достижением автора, учитывая разработанность и популярность данной темы (по крайней мере за рубежом).
Отдельной похвалы заслуживает иллюстративный материал, который также блещет богатством и разнообразием и радует читателя обилием редких фотографий (ЧБ и полноцветных, включая две вклейки), рисунков и схем из архивов и частных коллекций. И конечно великолепная картина кисти Дэвида Оливеры - она стала подлинным украшением передней обложки и всей книги в целом!

Из минусов, если уж совсем придираться, могу отметить только один, сугубо технического свойства (претензия к издательству): шрифт, на мой взгляд, всё же мелковат, как и общий формат издания. Работа большая, по-настоящему сильная и заслуживающая быть изданной в соответствующем формате и твердом переплете. Однако принимая во внимание существующие культурно-экономические реалии, надо признать, что книга оформлена, сверстана и отпечатана по высшему на сегодняшний день стандарту.
Пользуясь случаем, приношу читателям извинения за допущенную мной досадную описку на с. 254. Во время работы над текстом этого приложения вынужден был отвлекаться на подработку, что (в моём случае) всегда даёт о себе знать. Надеюсь, корректоры её исправят в будущих переизданиях этого блестящего труда.
Общая оценка: 10/10

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ассоциация стала общественной организацией

Информируем участников нашего добровольного движения, что Ассоциация переходит в статус общественной организации. Теперь, каждый участник ...