пятница, 14 июня 2019 г.

РУССКИЕ ПАССАЖИРЫ; ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ О НИХ ЗНАТЬ?

Что мы должны знать, когда говорим о "Титанике"?
Наши соотечественники там были, их было не мало и большинство из них погибли целыми семьями. Большинство - ехали в Третьем и во Втором классах, на которые пришлась основная масса жертв.
Когда читаешь списки пассажиров "Титаника" и сталкиваешься с русскими пассажирами, складывается впечатление, что на "Титаник" села половина Финляндии. Это даёт повод некоторым утверждать, что мол "русских там не было". На самом деле это неправда и заблуждение, которое сейчас мы попытаемся развеять.
Если внимательно изучить списки пассажиров, то мы можем убедиться в следующем:
1. Лишь несколько пассажиров указали место своего проживания, во время посадки на "Титаник", правдиво. Два человека ехали из Одессы в Нью-Йорк. Один из них погиб. Один погибший русский пассажир был из местечка Балта, один - из Киева (так же погибший), один - из Вильно (ныне Вильнюс, Литва), который так же погиб. Три  пассажира были из Польши, а именно Лодзь и Варшава. Из них спаслось двое. Один житель Риги, который так же погиб. Все остальные, почти полторы сотни человек, указали своим местом жительства - княжество Финляндское. Такого не бывает, чтобы полторы сотни жителей двух уездов одной и той же губернии, в одночасье сели на один и тот же пароход, при чём в очень далёком для России иностранном порту. Что это? Массовая миграция, или эвакуация? Нет, они все ехали добровольно, и сели на "Титаник" купив билеты по своим паспортам.
2. При изучении списков мы находим двух человек: подростка с русской фамилией но английским паспортом, и ребёнка, сына русских родителей так же с английским паспортом. С ребёнком всё понятно, он родился у русских эмигрантов в Лондоне и соответственно получил английскую метрику. Но подросток ехал по британскому паспорту.
3. Несколько человек, с фамилиями явно не шведcкими, а типичными русскими фамилиями, родственники которых до сих пор живут в России, ехали по американским и шведским паспортам. Если в США фамилия русского происхождения это вполне реальная ситуация, то в Швеции русская фамилия, да ещё и в случае сразу с несколькими людьми, из одного и того же округа, это нонсенс.
В чем причина?
Паспортная система Российской Империи и близко не напоминала современную паспортную систему. Можно смело говорить, что её не было вообще. Паспорт жителю Российской Империи требовался только в двух случаях: во время призыва на воинскую службу, когда выдавался незамедлительно, и в случае выезда за рубеж. При чём многие купцы имели кроме русского паспорта - иностранный, в основном американские и шведские паспорта. Для купцов промышлявших на русском севере были более выгодны британские и шведские паспорта, в то время как для купцов промышлявших в Сибири и в Поволжье - американские. Всё зависело от того, где им чаще приходилось пересекать границу. А ведь многие из них годами жили в Швеции и в США.
Рабочие, мещане, крестьяне и даже многие представители интеллигенции не имели никаких паспортов. В принципе, многие и не знали, что таковой документ требуется для пересечения границы.
Паспорт можно было получить в местной жандармской управе и даже на границе, но только по месту жительства, либо указать местом жительства уезд, или хотя бы губернию, где человек получал паспорт. Именно с этим столкнулись будущие русские пассажиры "Титаника" направлявшиеся в Британию из финских портов.

Среди "финнов" на "Титанике" мы видим несколько человек действительно живших в нынешних финских, а тогда - русских, портах Прибалтики. Они узнаются сразу: род занятий, семья, родственники. Но основная масса, а таковых 95 %, скорее всего наспех указали ближайший населённый пункт во время выдачи паспорта. Отсюда - столько "земляков", маленькие дети и родители проживающие в разных деревнях, супруги проживающие в разных частях Финляндского княжества. Попросту, это скорая регистрация в жандармском управлении, целью которой было - любой ценой получить заветные паспорта на всю семью.

Многие имена и отчества пассажиров наспех переведены на финский язык, уже в Британии это вызвало большие проблемы с транслитерацией. У детей и родителей разнятся фамилии. Кроме того, британские билетчики, при регистрации часто ошибочно указывали отчество как второе имя пассажира, и записывали отчества даже как фамилии. Стоит ли говорить, что в Российской Империи, у многих жителей деревень и небольших городков, отчеств, как таковых, не было и детям записывали в качестве фамилии - имена отцов, часто с их собственных слов, или слов матерей. Отец был Семён Петров (то есть - его отца звали Пётр), а сыновья и дочери уже были записаны как Семёновы, хотя их фамилией могла быть любая другая фамилия. Отсюда столько путаницы с "вторыми" и даже "третьими" именами у русских пассажиров "Титаника". Если второе имя (имя данное при крещении) это было нормальным для России начала ХХ века, то третьего имени - не могло быть вообще! Такой традиции, или юридической практики, в России просто не было.
Многие дети, в особенности не учившиеся нигде, не имели никаких документов и просто вписывались в паспорт родителей. Разумеется, при пересечении границы и посадке на "Титаник", ввиду отсутсвия личного документа их не регистрировали как отдельных пассажиров. Они ехали по документам своих родителей. 
Паспорт выдавался - со слов получателя, со слов получателя паспорта в него вносились данные и полицеская система тех лет не вела спецпроверок при получении документа для выезда за границу. Преступник разыскиваемый в Харькове, мог спокойно сесть на пароход и пересечь границу в Гельсинфорсе (Хельсинки) или в Одессе, заявившись в жандармское управление и получив совершенно новый документ на новое имя и фамилию, если на него не было разыскных ориентировок. Никаких методов идетификации - не было!
Ассоциация "Эхо "Титаника", совместно с "Энциклопедией "Титаника" ведёт работу по восстановлению имён и фамилий русских пассажиров. Мы призываем всех тех, кому дорога память об их предках, кому известно, что его предки уехали из России в начале 1912 года и связь с ними внезапно прервалась, откликнуться на наш призыв и сообщить хоть какую-нибудь информацию про своих родственников. Кто знает, может быть "Титаник" гораздо ближе к вашей семье, чем просто легендарный фильм Кемерона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ассоциация стала общественной организацией

Информируем участников нашего добровольного движения, что Ассоциация переходит в статус общественной организации. Теперь, каждый участник ...